Используемые в практике семейной психотерапии

Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости опре­деленных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание де­лать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев пря­мые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необхо­димы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жес­токого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необхо­димость немедленного обращения в милицию, посещения кризисно­го центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью.

Техника «Семейная дискуссия»

Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающих­ся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дис­куссия может преследовать различные цели. Среди них:

• коррекция ложных и иррациональных представлений о спосо­
бах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффектив­
ных методах воспитания, распределении обязанностей, пла­
нировании времени и т. д.;

• обучение членов семьи приемлемым формам межличностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии,
сам активно участвует в ней и использует эту ситуацию для
коррекции неэффективного поведения отдельных членов семьи;

• формирование адекватного представления о том или ином ас­
пекте семейной жизни.





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье


Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения



Техника «Обусловленное общение»

Группа психотерапевтических методов, общим для которых явля­ется то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи элемент. Часто, в ка­честве такого нового элемента вводятся определенные правила взаи­модействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спор» или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации (техника «я-высказывания», техники активного слу­шания и пр.). Правила «честной борьбы»:

• нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по
возможности, преступить к обсуждению сразу же;

• тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель,
которую он хочет достичь;

• обе стороны должны принимать активное участие в споре;

• спор должен касаться только того предмета, с которого он на­
чался, недопустимы отсылки к прошлому опыту, обобщения;

• не допускается применение аргументов, болезненных для одно­
го из участников спора (указание на физические недостатки,
неудачи и т. д.).

Техники, формирующие умения и навыки

Особенность методик данной группы состоит в том, что перед члена­ми семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навы­ков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сооб­щается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. В данном случае можно говорить о проведении своеобразных «семейных тренингов». В семьях, для которых характер­но проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значи­мость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импуль­сами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне зани­женной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концепци-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, ко­торое он способен продемонстрировать окружающим.

Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоцио­нальной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослуша­ния, капризов, истерик, грубости и т. д.

Техники саморегуляции

Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от пове­денческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев коррек-


ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обраща­ется к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдель­ных членов семьи.

Техники проигрывания семейных ролей

Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной пси­хотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при ре­шении широкого спектра проблем и задач. Одной из наиболее эф­фективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли сво­его ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно сни­зить уровень их агрессивности по отношению к нему.

Достаточно часто в практике терапевтической работы использует­ся метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обыч­ный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использова­нии данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, чле­нам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным дей­ствиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на чле­на семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домаш­него насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться соци­ально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает.

МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо­драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].

Психодрама является групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо­нимания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональ­ных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, исполняя различные роли, человек может творчески работать над соб­ственными конфликтами и проблемами.





Раздел I. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креатив­ности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтаннос­ти» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].

Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содей­ствие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накоплен­ных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситу­ации как следствие озарения-инсайта.

Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульп­туры», которые активизируют участников и создают свободную твор­ческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действу­ющим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для дра­матического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме-стадля зрителей. При драматическом действии ведущий обычно исполь­зует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциаци­ях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоционального обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.

Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других». В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с во­ображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.


_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения_______

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия является специализированной формой психотерапии, психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творче­ском самовыражении посредством различных видов искусства (живо­пись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические тех­нологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под-хода.

Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму.

Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия в арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, ра­зыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), новсе же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негатив­ного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход аг­рессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чув­ства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматичес­ких заболеваний [46].

В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семей­ной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налажива­нии контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, под­вергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вы­зывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в рабо­те с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферы психологической безопасности. Творческие задания ни в коем случае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать на пробле-





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье


Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия



мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].


3815882589838329.html
3815905116243270.html
    PR.RU™